LT vz.38 (Panzerkampfwagen 38(t), Pz.Kpfw.38(t)) — чешский легкий танк времен 2-ой мировой войны.
Начал производиться в 1938 году. Экспортировался в разные государства: Швеция, Иран, Швейцария, Перу, Латвия. Было выпущено приблизительно 1400 танков 8 вариантов (Ausf A/B/C/D/E/F/S/G) в разных модификациях. Считается наилучшим танком чешской постройки. [править] Боевое использование
Чешские танки в составе германских танковых подразделений участвовали в польской и французских кампаниях. На 1 июня 1941 г. в наличии насчитывалось 763 Pz.Kpfw.38(t). Совместно со 189 трофейными LT-35 они составляли практически четверть танкового парка вермахта.
На 22 июня 1941 года танковых дивизиях вермахта, направленных в Россию насчитывалось примерно 600 единиц Pz.Kpfw.38(t)[1], что составляло приблизительно 18 % от общего числа танков, участвовавших в нападении на СССР.
В боях на советско-германском фронте Pz.Kpfw.38(t) участвовали до середины 1942 года, когда фактически они все были потеряны или вышли из строя по техническим причинам. Уцелевшие машины германское командование употребляло в качестве учебных машин, также для борьбы с партизанами. Часть машин (порядка 40) была передана словацкой армии.
Варианты
* TNHP — начальный экспортный вариант для Ирана, первого покупателя (в 1935 году сделано 50 штук) * LTP — экспортный вариант для Перу * LTH — экспортный вариант для Швейцарии * LT vz.38 — название в Чехословацкой армии (на вооружение принят не был) * Strv m/41 — производились по лицензии в Швеции * Sav m/43 — штурмовое орудие на базе LT vz.38, производилось в Швеции * PzKpfw 38(t) A-D — танк производства Германии * PzKpfw 38(t) E-G — Pz 38(t) с увеличенной до 50 мм толщиной передней брони * PzKpfw 38(t) Ausf S — выпускался для Швеции, но был конфискован Германией * SdKfz 138 Marder III — САУ с открытой сзаду рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 75-мм германской пушкой * SdKfz 139 Marder III — САУ с открытой сзаду рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 76,2-мм советской пушкой * SdKfz 138/1 Grille — САУ со 150-мм германской пехотной пушкой; текже был разработан вариант танка снабжения для перевозки боеприпасов * SdKfz 140 Flakpanzer 38(t) — ЗСУ с 20-мм зенитной пушкой * SdKfz 140/1 — разведывательный танк * SdKfz 141/1 — разведывательный танк с 20-мм орудием, взятым от бронемобиля SdKfz.222 * Jagdpanzer 38(t) Hetzer — истребитель танков с 75-мм противотанковой пушкой L/48 * G-13 — швейцарское название Hetzer’ов, проданных Чехословакией Швейцарии после войны.
ТТХ: Боевая масса 5.4 т. Длина 4.60 м Ширина 2.10 м Высота 1.75 м Экипаж 2 чел. Вооружениепулемет 7,62 мм х 2 Боекомплект 1521 патрон Броня лоб.к. 13 мм Броня лоб.б. 13 мм Двигатель карбюр. Скорость 37 км/ч Запас хода 145 км
История создания
Согласно Версальскому соглашению Германии не было разрешено иметь собственной боевой техники, поэтому все свои разработки в этой области немцы тщательно скрывали под всякими двусмысленными названиями. Это коснулось и первого серийного боевого танка для сухопутной армии. Единственной лазейкой для создания подобных изделий были малые бронированные невооруженные учебные машины весом до 5 тонн. Идея создания полноценного танка, отвечающего данным требованиям, но вооруженного пулеметом и/или пушкой, исходила от Гейнца Гудериана, который носился с ней по всем инстанциям. В необходимости производства таких машин он сумел убедить инспектора автомобильных войск рейхсвера Освальда Лутца (Oswald Lutz), начальником штаба которого в то время являлся сам Гудериан. Официально Heerswaffenamt (Управление/Служба вооружений Сухопутной Армии) выдал требование на создание учебного танка массой до 5 тонн в 1931 году и для его создания был объявлен конкурс между ведущими фирмами Daimler-Benz AG, Rheinmetall-Borsig, MAN (Maschinenfab-rik Augsburg-Nurnberg) и Friedrich Krupp AG. Новый танк в документах обозначался как Landwirtschaftlicher Schlepper (LaS), то есть "сельскохозяйственный трактор".
После изучения решений, предложенных фирмами, была выбрана машина Круппа. Следует отметить, что победа концерна определялась отнюдь не наилучшими боевыми качествами будущей машины, а быстрым сроком возможного воплощения и малыми затратами при освоении серийного производства. Как показала практика, боевые возможности танка были практически равны нулю, но тем не менее фирма, имевшая большой опыт работы совместно со шведской фирмой Landsverk при изучении английского шасси Carden-Lloyd Mk VI, смогла создать самый дешевый проект легкого танка. Отметим, что создание этого танка было бы невозможно без помощи СССР, купившего в 1929 году два шасси Mk VI и ознакомившего с его конструкцией немецких конструкторов.
Легкая боевая машина, имевшая индекс LKA, была спроектирована инженерами Хогельлохом (Hogelloch) и Вёльфертом (Woelfert) и после немногих доработок принята за эталон при изготовлении предсерийной партии машин. Производство опытных образцов машины 1 А LaS Krupp было поручено фирме Henschel, которая летом 1933 года выпустила на испытания в Кумерсдорфе первые 5 прототипов танка. Испытания показали малую надежность конструкции танка, особенно в части трансмиссии и ходовой части. В результате были проведены доработки в ходовой части, направленные на упрочнение ее конструкции. Так, три опорных катка вместе с ленивцем были скреплены общей балкой, а также было добавлено три поддерживающих катка в ходовой части. Корпус и башня машины проектировались на фирме Daimler-Benz, которая впервые применила для них сварно-клепаную конструкцию. Следующая предсерийная партия из 15 машин собиралась уже на пяти заводах: Krupp-Gruson, Daimler-Benz, Henschel, Rheinmetall-Borsig и MAN. Целью такого расширения "сферы изготовления" была подготовка персонала и оборудования этих заводов для будущего массового производства танков и обретения опыта в создании новых боевых машин.
Первые серийные шасси были построены в декабре 1933 года на заводах Krupp-Gruson, следующая партия была выпущена в феврале 1934 года на фирме Henschel (первая машина покинула ворота фирмы 3 февраля). Первые три танка прошли официальную инспекцию 27 апреля 1934 года. Конец июля 1934 года ознаменовался тем, что фирма Henschel урвала "толстый" контракт на производство 150 танков, а также тем, что первые шасси 1 А LaS Krupp были переданы трем ротам Kraftlehrkommando Zossen (учебное моторизованное командование в Цоссене). В сентябре в Цоссен прибыли первые серийные танки, а месяц спустя Kraftlehrkommando было переименовано в 1 PzAbt (PanzerAbteilung - танковый отряд). Аналогичное подразделение в Ордруфе было переименовано в 2 PzAbt. Так создавались первые части Panzer-waffe. Летом 1935 г. машины обоих отрядов приняли участие в учениях близ Мюнстера.
В октябре 1935 года танками 1 А LaS Krupp были оснащены первые 3 панцердивизии. В 1938 году "трактору" было присвоено официальное обозначение PzKpfw (MG) I Ausfuhrung А (боевая машина (пулеметная) 1 модификация А). По единой системе нумерации специальных машин Вермахта (Kraftfarzeuge Nummersystem der Wermacht) танк PzKpfw I (PanzerKampfwagen - бронированная боевая машина) и его модификации имели обозначения от Sd.Kfz.101 до Sd.Kfz.120 (Sonder-Kraftfarzeug - специальная машина).
Всего было выпущено 477 танков PzKpfw 1A, 349 на заводах Henschel и 128 на заводах MAN. Машины имели серийные номера 10001-10477.
В 1934 году одна машина была продана в Венгрию. В сентябре 1936 года 50 (а по некоторым данным всего 32) танка Pz 1 А было отправлено в Испанию в составе легиона "Кондор". Несколько танков (предположительно около 10 машин) Panzer 1A были проданы в Китай, где даже приняли участие в боевых действиях против Японии. По крайней мере один из них был захвачен японской армией в 1941 году и подвергнут полным испытаниям.
Устройство танка
Поскольку машина создавалась прежде всего для обучения экипажей для будущих танковых войск, конструкция ее была предельно простой. Ходовая часть (одного борта) состояла из переднего ведущего колеса, четырех опорных катков и ленивца, соединенных единой внешней балкой. Эта балка крепилась к корпусу на болтах. Амортизация обеспечивалась двумя четверть-эллиптическими рессорами. Натяжение гусеницы обеспечивалось перемещением ленивца. В качестве силового агрегата был применен четырехцилиндровый оппозитный бензиновый двигатель воздушного охлаждения Krupp М305 с карбюратором Solex 40JEP мощностью 57 л.с при 2500 об/мин. Несколько машин были укомплектованы экспериментальным дизелем Krupp М601, но его мощность 60 л.с. при 2200 об/мин для танка была признана недостаточной. Запас топлива составлял 144 литра и располагался в двух баках в задних углах отделения управления. Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач осуществлялась с помощью двухдискового сухого сцепления. Коробка передач ZF Aphon FG35 имела одну заднюю и пять передних скоростей и располагалась в передней части машины. Водитель находился в левой передней части машины. Управление танком производилось с помощью сцепления, тормоза и двух рычагов. Каждый рычаг был оснащен двумя рукоятками: одна - для нормального управления и вторая со специальным плунжером - для приведения в действие стояночного тормоза. Приборная панель имела спартанский вид, что неудивительно. Присутствовали только самые необходимые приборы. На приборной доске имелись: датчик температуры масла, тахометр, проградуированный от 0 до 3000 об/мин с опасной зоной выше 2500 об/мин и спидометр со шкалой от 0 до 50 км/ч. Максимальные скорости, которые были рекомендованы экипажу: на первой передаче не более 5 км/ч, на второй - 11 км/ч, на третьей - 20 км/ч, на четвертой - 32 км/ч и на пятой - 42 км/ч. При скорости 35 км/ч машина имела запас хода по шоссе до 145 км. Охлаждением отделения управления "ведал" небольшой вентилятор. Выводной шланг этого вентилятора очень хорошо заметен на правой надгусеничной полке как Pz 1, так и всех машин на его базе созданных.
Второй член экипажа, командир/стрелок, располагался в башне. Поскольку этот, с позволения сказать, танк имел мизерные размеры, конструкторам пришлось пойти на некоторые ухищрения. Для обеспечения достаточного места для механика-водителя башня была несколько смещена к правому борту машины.
Вооружением танка стали два 7,92-мм пулемета Dreise MG13 с практической скорострельностью 680 выстр/мин, смонтированные во вращающейся башне. Боезапас состоял из 61 магазина по 25 патронов в каждом (всего 1525 патронов). Из них одна укладка с 8 магазинами складировалась в башне, а остальные 4 укладки (по 8, 20, 6 и 19 магазинов) -в корпусе. Пулеметы были расположены в одной маске, но могли вести стрельбу независимо друг от друга. Спусковой крючок левого пулемета был расположен на штурвале подъема оружия слева от командира, а правого - на штурвале поворота башни (на Pz 1B), справа от него. При этом стрелок вел огонь "по македонски". то есть правой рукой из правого пулемета, а левой из левого. Угол подъема оружия +18 град, склонения -12 град. Маска пулеметов могла фиксироваться в горизонтальном положении. Сиденье командира вращалось вместе с башней, чего нельзя сказать о полике боевого отделения. Общение членов экипажа между собой обеспечивала звуковая труба.
Как уже упоминалось, по боевым возможностям машина получилась очень неудачной. Круговое бронирование толщиной 13 мм спасало только от огня легкого стрелкового оружия. По испытаниям трофейного образца в Англии, башню и маску пулеметов очень часто заклинивало при стрельбе из последних (особенно при залповой стрельбе), а воздухозаборник как будто бы специально был создан для забрасывания его гранатами. Во время войны в Испании его закрыли дополнительным листом. К тому же машина показала отвратительную проходимость в условиях бездорожья.
PzKpfw l Ausf В
Как только PzKpfw IA был передан в войска, обнаружилось. что он совершенно непригоден для боевых действий. кроме как на отличных магистралях - райхсбаннах, строительство которых широко развернулось по всей Германии (наверное, специально для Panzer I). Назрела революционная ситуация, которая и привела к рождению новой модели. В 1935 году началось производство улучшенной модификации PzKpfw IB, которая сначала называлась 1 В LaS May. На новой машине был применен более мощный шестицилиндровый двигатель водяного охлаждения Maybach NL 38 TR с новой коробкой передач ZF Aphon FG31 (хотя на некоторых Pz IB выпуска 1935 года стояли еще старые КПП). Мощность двигателя выросла до 100 л.с. Поскольку новый мотор был заметно больше старого, пришлось удлинить корпус на 400 мм. Вследствие этого в ходовой части появилась еще одна пара опорных катков, а ленивец для облегчения поворота был немного приподнят над уровнем земли. Кроме того, изменились задняя стенка и крыша моторно-трансмиссионного отделения (МТО). Выхлопная труба была выведена через задний борт в отличие от двух выхлопных труб по бортам, как на PzKpfw IA. На первых сериях использовались пулеметы MG 13, которые впоследствии были заменены более современными MG 34 калибра 7,92 мм со скорострельностью 825 выстр/мин. С 1936 г. боезапас был увеличен до 90 магазинов. Также была установлена новая приемо-передающая радиостанция FuG5. Запас топлива был увеличен аж на 2 литра. Если учесть, что его расход по сравнению с Pz 1A возрос со 100 л/100 км до 125 л/100 км, прогресс заметен невооруженным глазом. Во всем остальном обе модификации остались практически идентичными. Производство танков модификации В велось на заводах Henschel, Krupp-Gruson в Магдебурге, а с 1936 года и на заводах MAN в Нюрнберге и Wegmann в Касселе. Производство продолжалось до середины 1937 года, за это время выпущено 1016 танков PzKpfw IB, а фирма Wegmann выпустила еще 22 корпуса в 1938 году. Серийные номера этих машин лежали в пределах от 10478 до 15000 и от 15201 до 16500. Непрерывность серийных номеров была применена в целях дезинформации, кроме этого Panzer IB не поставлялся на экспорт. Ремонт машин обеих модификаций проводился или на немецких, или на зарубежных (относительно Германии) заводах, например на заводе Ceskomorawska-Kolben-Danek, который был переименован в Bohemische-Mahrische Maschinenfabrik.
Вследствие малой надежности на дальние расстояния танки перевозились на автомобилях. Для этого в Германии были разработаны несколько моделей тяжелых грузовиков грузоподъемностью 8800-9500 кг. Самыми известными были Bussing-NAG 900 и 900А. Faun L900D567. Кроме того для транспортировки танков могли использоваться захваченные машины типа чешских Skoda 6VTP6-T и Skoda 6K, Tatra T81, французских Laffli S45TL, Bernard и Willeme. Также на вооружении Вермахта состояли специальные прицепы большой грузоподъемности типа SdAnh 115 грузоподъемностью 8000 кг и SdAnh 116 грузоподъемностью 22000 кг (SdAnh от Sender Anhanger - специальный прицеп). В качестве тягловой силы для этих прицепов применялись тяжелые колесные тягачи типа Hanomag SS100 или полугусеничные 18-тонники SdKfz 9 фирмы Famo, хотя Panzer I спокойно буксировался даже 8- и 5-тонниками.
Модификации PzKpfw I
На шасси модификаций А и В было создано большое количество различных специальных машин. Самой распространенной. и наверное, самой известной была Kleiner Panzerbefehlswagen (малая бронированная командная машина), которая выпускалась как на шасси А, так и на шасси В. Эта машина обозначалась как KIPzBfWg ( модификации 1КIА. 2КIВ и ЗКIВ) или SdKfz 265. Вместо башни на корпусе была воздвигнута большая сварная рубка с люками в бортах и на крыше. В конце 1935 года фирма Daimler-Benz выпустила 6 "вагенов" на шасси PzKpfw 1A, из которых два или три в сентябре 1936 году были отправлены в Испанию. Эти танки не имели башни, а высота корпуса была увеличена на 250 мм. Экипаж увеличился на одного человека - радиотелеграфиста. Сначала эти машины не имели вооружения, затем в передней части корпуса был установлен пулемет MG 13. Из радиооборудования были установлены приемопередающая радиостанция FuG 6 с дальностью действия 13-16 км и приемная радиостанция FuG 2. В период с 1936 по 1938 год фирма Daimler-Benz выпустила 200 машин на шасси В (серийные номера 15001-15200). Эти машины выпускались в двух сериях 2KIB и 3KIB. Машины управления 2KIB вооружались одним пулеметом MG 34 в амбразуре, на них или была высокая командирская башенка. или она совсем отсутствовала. Толщина лобовой брони по сравнению с 1КIА была увеличена с 13 мм до 14.5 мм. На машинах третьей серии толщина брони возросла до 19 мм, а пулемет устанавливался в шаровой установке. На корпусе появилась низкая командирская башенка с двухстворчатым люком. В 1939-40 гг. несколько десятков машин получили новую радиостанцию FuG 8 с большей дальностью действия, чем FuG 6. Первоначально. командные машины имели жесткую антенную мачту на деревянной раме. которые были заменены рамными антеннами шириной 2000 мм. С 1939 года была установлена более практичная гибкая штыревая антенна.
Ladungsleger I. наверное, самая оригинальная конструкция, созданная на базе Pz IB. Бронированная гусеничная подрывная машина для инженерно-штурмовых частей. Ее оборудование состояло из двух штанг, смонтированных на специальной раме над моторным отделением. С помощью тросовых приводов эти штанги поворачивались относительно оси. параллельной осям вращения катков. На концах штанг находился контейнер для 75-кг заряда тротила, который мог быть сброшен на крышу ДОТа или иного сооружения, требующего подрыва. После отхода танка на безопасное расстояние заряд дистанционно подрывался по проводам. Прототип машины был создан в конце 1939 года. Предполагалось применение этого инженерного танка для прорыва линии Мажино, для чего на переломе 1939-40 гг. на заводах Talbot в Аахене было выпущено около 30 таких машин. Однако, широкого распространения эта идея не получила, поскольку на испытаниях результат был всегда противоречивый. Небольшое количество этих машин использовалось в подразделениях Panzer-Pionier в составе первых десяти танковых дивизий Вермахта в 1940 и 41 годах. Но в реальных боевых условиях танки оказались пригодными лишь в очень ограниченных случаях. Однако им довелось поучаствовать в Французской, Балканской компаниях и на Восточном фронте. Иногда эти машины назывались также Zerstorerpanzer (танк - разрушитель).
Instanzugkraftwagen I. Несколько десятков танков модификаций А и В были переоборудованы в частях в машины технической помощи. Одна такая машина приписывалась к каждой танковой роте. На танке снималась башня и срезалась верхняя часть бронекорпуса. В результате получалась открытая грузовая платформа. Эти машины использовались для перевозки запасных частей, канистр с топливом, маслом и водой. На некоторых машинах устанавливалось ветровое стекло из плексигласа и тент над грузовой платформой.
Munitionschlepper I (SdKfz 111). В конце 1939 года на фирме Alkett 51 PzKpfw IA был переделан под транспортер боеприпасов. Эти транспортеры придавались соединениям самоходных и штурмовых орудий. С весны 1942 года шасси танков моделей А и В переоборудовались под транспортеры боеприпасов путем установки на месте башни большого прямоугольного ящика, сваренного из листовой стали. 12 машин этого типа были, например, в составе PzGrenDiv SS "Leibstandarte SSAdolf Hitler".
Bruckenleger auf PzKpfw IA. Шасси нескольких Pz IA использовались как основа для создания мостоукладчиков, для преодоления различных препятствий, например, противотанковых рвов. Две таких машины могли соорудить мост длиной 11 метров. Мост был постоянно закреплен на корпусе танка, поэтому при наведении переправ мостоукладчик заезжал в ров и его корпус являлся своеобразной опорой моста. Из-за недостаточной прочности моста и слишком высокого давления на грунт работы над этим мостоукладчиком были прекращены и все усилия были сосредоточены на аналогичной машине на шасси Pz 2.
Кроме этих машин на безбашенных, открытых сверху, шасси были созданы специальные учебные танки. С 1942 года они оборудовались громоздкими газогенераторами, работавшими на древесных чурках.
Встречались также и некоторые переделки машин непосредственно в частях. Известна фотография PzKpfw IB, принадлежащего 1 PzAbt, 1 PzDiv , который был переделан в импровизированную санитарную машину. На этом танке вместо бронекорпуса была смонтирована открытая сверху и сзади рубка. Внутри, видимо, располагались крепления для носилок. Эта машина была уничтожена в Бельгии в 1940 году.
И, напоследок, хотелось бы отметить одну из интересных боевых машин, созданных на московском опытном заводе ВИМ, занимавшимся в годы войны ремонтом танков, значительную часть которых до осени 1943 года составляли трофейные боевые машины.
В феврале 1942 года на завод прибыли три командирских танка KIPzBfwg на шасси PzKpwf I Ausf В. Довольно долго их ремонт не представлял интереса для завода, поскольку танки не имели пушек, а радиооборудование было практически неприменимо в Красной Армии. Но фронт требовал хорошо вооруженных танков и потому на заводе был объявлен конкурс на оснащение их артиллерийскими орудиями отечественного производства. Особого выбора не было, ибо на завод было поставлено лишь около четырех десятков 20-мм пушек ТНШ, 20-мм авиационных мотор-пушек ШВАК и пять 45-мм танковых пушек образца 1938 г.
Одним из победителей конкурса стал И. Беликов (или Беляков). Он предложил изъять из KIPzBfwg (именуется по документам "Немецкий пулеметный радиотанк без башни") все радиооборудование, а вместо пулемета установить в увеличенной шаровой установке 20-мм автоматическую пушку ШВАК, что позволяло использовать танк в борьбе с немецкими бронеобъектами. Один танк был переоборудован в марте 1942 года. В его лобовой броне прорезали увеличенную амбразуру, в которую при помощи 8 болтов монтировалась литая маска пушки. В маске находился "грушевидный вкладыш" с пушкой, дополненной упрощенным спусковым механизмом с рукояткой и плечевым упором, служащим для упрощения наводки. После опробования нового вооружения орудийная установка была дополнена винтовым стопором и в таком виде два танка из трех отбыли на фронт. Дальнейшая судьба их неизвестна.
Также Pz I стали базой для нескольких самоходных артсистем и спецмашин. Переделка шасси проводилась фирмой Alkett (Altmarkische Ketten37 fabrik GmbH) в Берлине-Шпандау. Самой первой САУ стал истребитель танков 4.7-cm PaK(t) Sfl auf PzKpfw I Ausf В (47-мм самоходная противотанковая пушка на шасси танка 1В). С марта по май 1940 года фирма Alkett переоборудовала 132 шасси. В октябре-ноябре 1940 и в феврале 1941 на заводе Daimler-Benz AG (Берлин-Мариенэхе) и на заводе Skoda в Пльзене было переоборудовано еще 60 танков. На этой машине была использована чешская 47-мм противотанковая пушка Skoda A-5 (немецкое обозначение 4,7-cm Pak 38 (t) - Panzerabwehrkanone 38 (tschechoslowakische) с длиной ствола 43,4 калибра, которая имела ограниченный угол поворота в горизонтальной плоскости, всего 17,5°. Угол склонения орудия был равен -8°, угол возвышения - +12". Пушка могла вести огонь бронебойными снарядами Pzgr (о) массой 1510 г с начальной скоростью 805 м/с или Pzgr (t) 36 - 1650 г и 782 м/с, соответственно. Кроме того использовались подкалиберные снаряды Pzgr 40 массой 825 г и со скоростью 1080 м/с. Бронепробиваемость с 500 метров была, соответственно 41,1, 47,7 и 59,0 мм. С трех сторон орудие и расчет были прикрыты 14,5-мм (на первых машинах - 12 мм) бронелистами. Экипаж САУ состоял из трех человек (механик-водитель, заряжающий и командир, который одновременно был и наводчиком),боезапас составлял 68 снарядов в двух укладках. Эти машины использовались в Европе и в Северной Африке в составе 605 PzJagdAbt (PanzerJagdAbteilung - отряд истребителей танков), а на Восточном фронте дожили до зимы 1941-42 годов. Очень часто эта машина называется Panzerjager 1. Проводились эксперименты с установкой 50-мм пушки РАК 38, но машина получилась перетяжеленной, двигатель совсем не справлялся. и этот проект закрыли.
Второй не менее известной САУ была sIG 33 auf PzKpfw 1 Ausf В (тяжелое пехотное орудие образца 1933 года на шасси 1В). Первоначально было построено две опытные машины с 150-мм пушкой sIG 30 (schweres Infanterie Geschutze - тяжелое пехотное орудие): sIG 30 с длиной ствола 11,4 калибра была установлена на шасси танка вместе с лафетом и колесами! Однако на серийных машинах было применено более новое орудие sIG 33, того же калибра, принятое на вооружение вермахта в 1936 году. Это орудие устанавливалось на последних выпущенных САУ уже на специальных подпорках, после чего колеса снимались. Для защиты расчета вокруг орудия было построено сооружение довольно устрашающего, по сравнению с самим шасси, размера из 10-мм бронелистов. Кроме увеличения высоты до почти 3-х метров, масса машины возросла до 8,5 тонн, что не лучшим образом сказалось на проходимости. и без того весьма скромной. Кроме того машина получила большую склонность к опрокидыванию. Экипаж машины насчитывал 4 человека. Угол горизонтального обстрела составлял 12.5°, вертикального - от -4° до +75°. Начальная скорость снаряда - 240 м/с, дальность стрельбы до 4700 м. До 1941 года это орудие не имело штатных бронебойных боеприпасов, но осенью оно начало комплектоваться кумулятивным снарядом Gr 39 Н1/А массой 25 кг, имевшим начальную скорость 280 м/с. С расстояния 100 м он пробивал броню толщиной 160 мм. Однако в боекомплекте этих САУ кумулятивных снарядов практически не встречалось. В боекомплект орудия sIG 33 входили осколочные. осколочно-фугасные и дымовые гранаты. В январе-феврале 1940 года фирма Alkett изготовила 38 САУ. Машины принимали участие в французской и балканской кампаниях, а также на Восточном фронте. После войны эти САУ ошибочно назывались некоторыми авторами "Бизон".
В начале 1941 года на заводах Alkett было создано 26 зенитных установок на шасси Pz 1A. На машины со снятой башней и срезанной подбашенной коробкой была установлена 20-мм зенитная пушка FlaK 38. Первые две машины по некоторым данным несли зенитное орудие Flak 30 (Flugzeugabwehrkanone - противосамолетная пушка). Этими машинами были вооружены 3 батареи 614 зенитного дивизиона. Батарее придавались три-четыре транспортера боеприпасов Munitionschlepper I (на шасси PzKpfw I), или SdKfz 250/6. Данные САУ больше стояли в ремонте, чем участвовали в боях, поскольку их шасси, выпущенные в 1935-36 гг., почти выработали свой ресурс. Эти машины принимали участие в боевых действиях на Восточном фронте и последние из них окончили свое существование зимой 1942-43 гг. под Сталинградом в районе г. Калач. Две таких зенитных САУ достались Красной Армии в более или менее исправном состоянии, после чего одна была прислана для испытаний в Москву. О судьбе ее ничего не известно. Скорее всего она попала на НИБТполигон и ее постигла участь большинства экспонатов, присланных на исследования - она, или все что от нее осталось, - отправилась на металлолом.
Боевое применение
Рассказывая о боевом применении, не будем углубляться в дебри исторических изысканий. О многих кампаниях, предшествовавших Второй мировой войне, как и о ней самой уже написано предостаточно. Поэтому упомянем только события, имеющие непосредственное отношение к "бытию" Panzer 1.
Свое боевое крещение Panzer I получил в Испании. Принятие Гитлером решения о помощи своему сотоварищу Франко привело к созданию известного легиона "Кондор", в который входили части ВВС и сухопутных войск. Танками командовал майор Вильгельм Риттер фон Тома (Wilhelm Ritter von Thoma). В Испании немецкие танки столкнулись с республиканскими Т-26. Сравнение было явно не в пользу "фрицев". Т-26 являлся сильным противником, и франкисты при первой же возможности старались включать трофейные машины в состав своих танковых частей. Беспомощность PzKpfw I перед Т-26 оказалась настолько очевидна, что после боя при Sesena было принято решение о переделке нескольких машин PzKpfw IA. Башня танка несколько увеличивалась по высоте и вместо двух пулеметов устанавливалась 20-мм пушка Breda model 35.
Второй "героический" подвиг Pz I совершили во время аншлюса Австрии в марте 1938 года, когда 2 PzDiv (2-я танковая дивизия) генерала Гудериана за двое суток совершила марш-бросок в 420 км. При этом до 30% танков вышли из строя из-за недостаточной надежности и были оставлены на обочинах дорог. После этого "похода" Гудериан остро поставил вопрос в своем Инспекторате об улучшении системы эвакуации и ремонта танков. При оккупации Судетской области Чехословакии в октябре 1938 года ситуация значительно улучшилась. К своим оперативным зонам танки Panzer I и Panzer II "добирались" на обычных грузовиках, чтобы хоть как-то сохранить мизерный ресурс гусениц.
В сентябре 1939 года пришла очередь Польши. К этому времени самая мощная из танковых дивизий Вермахта - 1 PzDiv имела в своем составе 68 Pz I, остальные дивизии имели 136 Panzer I, такое соотношение достигалось за счет того, что в этих дивизиях было намного меньше современных танков типа PzKpfw III и PzKpfw IV. В боях приняли участие все типы танков Вермахта, включая и те, что были захвачены в Чехословакии. При этом потери оказались достаточно значительными. Механические повреждения танков при передвижении. особенно Pz I и Pz II. достигли 25% и остались на этом уровне всю польскую кампанию. Но страшнее всего были повреждения боевые. Поляки сражались за свою страну ожесточенно. стараясь использовать те немногие противотанковые средства, которые были у них на вооружении. Кроме противотанковых пушек и ружей использовалась даже полевая артиллерия, стрелявшая прямой наводкой. Результаты оказались ошеломляющими. 4 PzDiv. пытаясь пробиться к центру Варшавы, потеряла за один день 60 танков. Всего же за эту компанию Рапzerwaffe потеряла 218 танков, т.е. около 10% от участвовавших в боевых действиях. Из них, как и следовало ожидать, больше всего досталось PzKpfw I: всего было уничтожено 89 машин. Известна фотография Panzer I, разрушенного прямым попаданием польской 76,2-мм пушки (русская "трехдюймовка" обр. 1902 г.). Корпус машины спереди проломлен, как будто он сделан не из броневой стали, а из тонкого полистирола.
В Дании и Норвегии Pz I были, но ничем особенным не отличились.
К 10 мая 1940 года, когда началось долгожданное наступление на Францию, Бельгию и Голландию, Вермахт имел в своем распоряжении 523 танка PzKpfw I и 93 PzBfWg I. В нападении на Голландию и Бельгию участвовали 3, 4 и 9 PzDiv, которые все вместе имели в своем составе примерно 380 танков типа Pz I. Все эти дивизии входили в армейскую группу В фон Бока (von Bock). Во Франции к ним подключалась армейская группа А под командованием Гота (Hoth) в составе XV, XLI и XIX танковых корпусов. XV Panzer-Korps состоял из 5 и 7 PzDiv. 5-я дивизия имела около 140 танков Pz I, в то время как 7-я - всего только 10 таких машин. XLI Panzer-Korps Райнхардта (Rheinhardt) включал в себя 6 и 8 PzDiv, всего около 20 PzKpfw I. Самым мощным в этой группе был XIX корпус Гудериана: 1, 2 и 10 PzDiv. Эти дивизии имели примерно по 30 танков типа Pz I, каждая. По окончании этой кампании французская армия, одна из самых мощных армий в Европе, была уничтожена. При этом за шесть недель боев немцы потеряли 150000 человек. Однако боевые и небоевые потери в Panzerwaffe были таковы, что суммарная мощь танковых войск снизилась почти на 50%.
Стоит также упомянуть, что некоторое количество Pz I в составе Deutsche Afrika Korps попали в Северную Африку, но жизнь их там была совсем недолгой. Единственным выдающимся событием было то, что один PzKpfw I А из состава 5 PzAbt 5 LhDiv был переделан в огнеметный танк. Вместо одного из пулеметов MG 13 в башне был установлен стандартный пехотный ранцевый огнемет Flammen-werfer 40. Огнемет мог произвести 8-10 односекундных выстрелов на дальности до 50 м. Эта машина в мае 1941 года повоевала под Тобруком.
Производство средних танков в Германии все увеличивалось, и к началу нападения на Советский Союз, Вермахт обладал 3332 танками. Из них 410 составляли Panzerkampfwagen I. К своему сожалению, "фрицы" поздно поняли, куда они вляпались. Продвижение бронегрупп вглубь советской территории, кроме ожесточенного сопротивления Красной Армии осложнялось многими факторами. В России, как известно, "нет дорог, есть только направления". Пока стояло лето, все было более менее нормально. Но "наступила осень, отцвела капуста" и... бескрайние просторы нашей страны благодаря осенним дождям превратились в бесконечное море грязи. Двигаться в этом море могли только танки, да и то с большим трудом. В итоге многие PzKpfw I и PzKpfw II превратились в те самые "сельскохозяйственные тракторы", буксирующие по грязи "составы" из 3-4 грузовиков, садившихся в грязь по самые мосты. Потом подморозило и наступление вновь обрело прежние темпы, но как оказалось, ненадолго. 8 декабря 1941 года продвижение вперед частей вермахта прекратилось, поскольку они оказались полностью "утонувшими" в русских снегах.
В первый год войны Красная Армия потеряла около 17000 танков и более миллиона человек. Германия же понесла на первый взгляд меньшие потери: около 2700 боевых машин Panzerwaffe и 743000 человек. Однако это были 25% личного состава войск, вторгшихся в СССР, и около 81% (!!!) всех танков вермахта. При этом Panzer I были уничтожены почти полностью. А в 1942 году вышел приказ о снятии с вооружения машины типа PzKpfw I.
Операция "Barbarossa" стала прощальной песней легких танков вермахта. Командование одной из Панцер-групп пришло к выводу, что на Восточном фронте ни один танк, имеющий менее чем 75-мм основное орудие, не сможет выжить.
В настоящее время танки Panzer I и машины на их базе можно увидеть в нескольких музеях мира. PzKpfw I А находятся в Pansarmuseet в Аксвалле в Швеции, в Panzermuseum в Мюнстере в Германии, в El Goloso Barracks в Мадриде, в Military Museum в Осло, в War Museum в Оттаве. PzKpfw I В находятся в El Goloso Baracks в Мадриде, в San Clemente de Sasebas Recruit Centre в Героне (Испания), в Ordnance Museum на Абердинском полигоне (США) с нестандартным МТО. В России в Музее БТТ при НИИ-38 (Кубинка) стоит редчайший PzKpfw I В, ранее приспособленный для форсирования водных преград вплавь. KIPzBfWg (3KIB) находится в Bovington Tank Museum в Уорхэме (Великобритания), Один PzKpfw I F находится в военном музее Белграда и еще один стоит в Кубинке. 4.7 cm Pak (t) Sfl I В, некоторое время обитавший в Абердине, теперь в восстановленном состоянии находится в Кобленце (Германия).
Своим появлением обязан скорее всего Г. Гудериану. Именно он желал видеть в будущих танковых дивизиях сравнительно легкий танк с противотанковым вооружением. Такая машина массой 10 т в июле 1934 г. была заказана фирмам "Крупп-Грузон", "Геншель" и MAN. Танк с 20-мм пушкой предназначался для использования в качестве разведывательного и замены пулеметного Pz Kpfw I. До тех пор пока не были сняты ограничения Версальского договора, он официально создавался как сельскохозяйственный трактор LaS 100.
Первые прототипы из неброневой стали были готовы в октябре 1935 г. Ни один проект полностью не устраивал заказчика, и в производство была передана комбинированная машина: шасси от фирмы MAN, корпус и башня - от "Даймлер-Бенц". С мая 1936-го по февраль 1937 г. было изготовлено 75 танков. Все они имели ходовую часть из шести опорных катков малого диаметра, сгруппированных в три тележки на борт. Боевая масса составляла 7,6 т. Эта партия в свою очередь делилась на три подмодификации - a/1, a/2 и a/3, в каждой по 25 машин. Между собой в общем плане они отличались несущественно, но в то же время выполняли роль испытательного стенда для проверки отдельных технических решений. Так, Pz Kpfw II Ausf a/2 получили вместо литого сварной ленивец и противопожарные стенки моторного отделения. Танки Pz Kpfw II Ausf a/3 имели увеличенный радиатор системы охлаждения и усиленные пружины подвески.
Весной 1937 г. было выпущено 25 машин Pz Kpfw II Ausf b с усовершенствованной трансмиссией и ходовой частью (новое направляющее колесо, широкие опорные катки и поддерживающие ролики). Попутно установили более мощный мотор, который значительно лучше вентилировался и охлаждался. Масса танка возросла до 7,9 т. Ставшую затем классической для этого типа танков ходовую часть из пяти опорных катков среднего диаметра на индивидуальной подвеске в виде четвертьэллиптических рессор обкатывали на 25 машинах Pz Kpfw II Ausf с фирмы "Геншель"1.
Серийные танки стали производить с марта 1937 г. До апреля 1940 г. было выпущено 1088 машин модификаций А, В и С. В принципе это была одна и та же конструкция с закругленной носовой частью корпуса. Различие состояло лишь в расположении и размерах смотровых щелей и используемых прицелах. Броневая защита, как показала польская кампания, оказалась довольно слабой. Даже лобовая броня легко пробивалась из польского противотанкового ружья Ur. Ее в спешном порядке усилили методом экранировки - накладкой дополнительных 20-мм пластин.
С мая 1938-ro по август 1939 г. фирмы "Даймлер-Бенц" и MAN выпустили для танковых батальонов легких дивизий 143 так называемые быстрые машины (Schnellkampfwagen). По сути, это уже были следующие модификации танков - D и Е. От предыдущих они существенно отличались ходовой частью типа Кристи, имевшей по четыре больших опорных катка без поддерживающих роликов. Подвеска катков индивидуальная торсионная. Корпус также значительно перекомпонован. Без изменений осталась лишь башня с вооружением. 140-сильный двигатель "Майбах" HL62TRM сообщал танку скорость 55 км/ч. Боевая масса составила 10 т, запас хода - 200 км. Бронирование: лоб корпуса - 30 мм, борт корпуса и башня - 14,5 мм.
В 1940 г., стремясь расширить возможности этого типа машин, на базе шасси текущего производства решили строить огнеметные танки. Вплоть до лета 1942 г. произвели 112 машин и еще 43 переделали из линейных в ходе капитального ремонта. В уменьшенной башне устанавливался 7,92-мм пулемет. Два огнемета в бронеголовках размещались по передним углам корпуса. В горизонтальной плоскости они наводились в секторе почти 180o и могли произвести 80 огнеметаний продолжительностью 2 - 3 с на дальность 35 м. Боевая масса Pz Kpfw II Flamm Ausf А и В (Sd Kfz 122), известных также под названием "Фламинго" ("Flamingo"), достигала 12 т. Запас хода составил 250 км. Экипаж остался прежним - три человека. Несколько увеличилась толщина брони: до 30 мм в лобовых деталях башни и корпуса, 20 - 25 мм на бортах Но этого оказалось недостаточно: из-за малой дальности огнеметания огнеметным танкам приходилось слишком близко подходить к траншеям противника и они несли большие потери. Приняв боевое крещение в июне 1941 г. на советско-германском фронте, они в конце концов были переоборудованы в самоходные установки.
Pz Kpfw II Ausf F - практически последняя массовая модификация "двоек". 524 машины были выпущены с марта 1941-го по декабрь 1942 г. (в дальнейшем строились исключительно самоходные установки на базовом шасси). Их главное достоинство по сравнению с предыдущими образцами - усиленная броневая защита. Теперь носовая часть корпуса выполнялась из 35-мм листа с наклоном 13o к вертикали. Верхний 30-мм лист имел наклон 70o. Изменились форма ленивца и конструкция подбашенной коробки. В ее лобовом листе, установленном с наклоном 10o, справа канавкой имитировалась смотровая щель. Командирская башенка имела восемь перископов.
Pz Kpfw II в начале Второй мировой войны составляли 38% танкового парка вермахта. В боях они оказались слабее по вооружению и бронированию практически всех танков аналогичного класса: польских 7TP, французских R35 и Н35, советских Т-26 и БТ. Но все равно производство Pz Kpfw II, существенно сократившееся в 1940 г., в последующие два года резко возросло. До накопления в необходимых количествax Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV легкие машины продолжали оставаться основной техникой в танковых частях и подразделениях. Лишь в 1942 г. их вывели из состава танковых полков и частично использовали либо в штурмовых артиллерийских бригадах, либо на второстепенных участках фронта. Все в больших количествах танковые шасси после ремонта передавались под монтаж самоходных установок.
На немногочисленных экспериментальных танках (двенадцать VK901, четыре VK1301, двадцать два VK1601) отрабатывались оригинальные технические решения. Так, готовясь к вторжению в Англию, немецкие конструкторы разработали для Pz Kpfw II навесные понтоны с винтами. На плаву опытные машины развивали скорость до 10 км/ч при волнении моря 3 - 4 балла. Попытки кардинально увеличить скорость и усилить бронирование так и не были завершены.
На начальном этапе Второй мировой войны с задачами разведки в интересах танковых и моторизованных частей гитлеровского вермахта неплохо справлялись бронеавтомобили. Их использованию в этой роли способствовали как разветвленная дорожная сеть Западной Европы, так и отсутствие у противника массированной противотанковой обороны (ПТО). После нападения Германии на СССР ситуация изменилась. В России, как известно, дорог нет, есть только направления. С началом осенних дождей немецкая бронеавтомобильная разведка безнадежно застряла в русской грязи и перестала справляться с возложенными на нее задачами. Кроме того, положение усугубилось тем, что примерно в это же время в стрелковые части Красной Армии во все возрастающих количествах начали поступать противотанковые ружья (ПТР), позволившие придать противотанковой обороне массированный характер. Во всяком случае, немецкий генерал фон Меллентин отметил в своих воспоминаниях: "Русская пехота имеет хорошее вооружение, особенно много противотанковых средств: иногда думаешь, что каждый пехотинец имеет противотанковое ружье или противотанковую пушку". Выпущенная из ПТР бронебойная пуля калибра 14,5 мм легко пробивала броню любых немецких бронеавтомобилей - как легких, так и тяжелых. Чтобы как-то поправить положение, в разведывательные батальоны стали передавать полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251, а также использовать для этой цели легкие танки Pz.II и Pz.38(t). Однако, потребность в специальном разведывательном танке стала очевидной. Впрочем,специалисты Управления вооружений вермахта предвидели подобное развитие событий и инициировали такие работы еще накануне Второй мировой войны. Летом 1938 года фирмы MAN и Daimler-Benz начали проектирование разведывательного танка, получившего обозначение VK 901. Формально он считался развитием танка Pz.II, но по сути представлял собой совершенно новую конструкцию. Аналогичными "двойке" остались лишь толщина броневых листов и вооружение - 20-мм пушка KwK 38. Ходовая часть с так называемым "шахматным" расположением опорных катков была разработана инженером Вильгельмом Книпкампфом и состояла из пяти опорных катков на борт. В силовом отделении располагался двигатель Maybach HL 45 мощностью 150 л.с. (109 кВт), разгонявший боевую машину массой 10,5 т до максимальной скорости по шоссе в 50 км/ч. Прототип изготовили в 1939 году. После окончания полигонных и войсковых испытаний планировалось начать производство "нулевой" серии в 75 машин, которым присвоили обозначение Pz.II Ausf.G. Однако, с апреля 1941 по февраль 1942 года изготовили только 12 танков этого типа. В 1940 году начались работы над модернизированной версией Pz.II Ausf.G-VK 903.
Машина получила двигатель Maybach HL 66p мощностью 200 л.с. и коробку передач ZF Aphon SSG48. Максимальная скорость достигла 60 км/ч, что для разведывательной машины более чем достаточно. В 1942 году был создан вариант этого танка с башней, не имевшей крыши, что облегчало наблюдение в разведке. Эта модификация получила обозначение VK 1301 (VK903b). Программа развития танковых войск вермахта "Panzerprogramm 1941", утвержденная 30 апреля 1941 года, предусматривала поистине фантастические объемы выпуска разведывательного танка VK 903: 10 950 машин предполагалось изготовить в разведывательном варианте, 2738 - в качестве САУ с 50-мм пушкой, а 481 - со 150-мм гаубицей sIG 33. Танки VK 903 и VK 1301 получили армейские обозначения Pz.II Ausf.H и М соответственно, но производство их не было развернуто. Управление вооружений пришло к выводу о необходимости разработки нового разведывательного танка, в конструкции которого был бы учтен опыт первых лет войны. А опыт этот требовал увеличения числа членов экипажа,большего запаса мощности двигателя, радиостанции с большим радиусом действия и т.п. В апреле 1942 года фирма MAN изготовила первый прототип танка VK 1303 массой 12,9 т. В июне он проходил испытания на Куммерсдорфском полигоне совместно с разработанными по аналогичному техзаданию танками Pz.38(t) фирмы ВММ и Т-15 фирмы Skoda. В ходе испытаний VK 1303 прошел 2484 км. При этом двигатель и главный фрикцион работали безотказно. Танк VK 1303 был принят на вооружение панцерваффе под обозначением Pz.II Ausf.L Luchs (Sd.Kfz.123). Производственный заказ фирме MAN составил 800 боевых машин этого типа. Luchs ("Лухс" - рысь) был бронирован несколько лучше своего предшественника VK 901, но максимальная толщина брони также не превышала 30 мм, что оказалось недостаточным. Сварной корпус коробчатой формы делился на три отделения: управления (оно же трансмиссионное), боевое и моторное. В передней части корпуса слева размещался механик-водитель, справа - радист. В распоряжении обоих в лобовом листе корпуса имелись приборы наблюдения, закрываемые сдвижными броневыми заслонками, и смотровые щели в бортах. В башне танка располагались командир (он же наводчик) и заряжающий. Сварная башня имела размеры большие, чем у всех предыдущих моделей разведывательных танков, но в отличие от VK 901 и VK 903 командирская башенка на "Лухсе" отсутствовала. На крыше башни имелись два перископических прибора наблюдения: один в крышке командирского люка, другой - в крышке люка заряжающего. В распоряжении последнего - смотровой прибор и в правом борту башни. В противоположность всем модификациям линейных танков Pz.II, башня на "Лухсе" располагалась симметрично относительно продольной оси танка. Вращалась башня вручную. Вооружение танка состояло из 20-мм пушки Rheinmetall-Borsig KwK 38 с длиной ствола 112 калибров (2140 мм) и спаренного 7,92-мм пулемета MG 34 (MG 42). Скорострельность пушки - 220 выстр./мин, начальная скорость бронебойного снаряда - 830 м/с. Бронебойный снаряд пробивал 25-мм броневой лист, размещенный под углом 30°, с дистанции 350 м. В распоряжении наводчика для стрельбы из пушки имелся телескопический однообъективный прицел Zeiss TZF 6/38 с 2,5-кратным увеличением. Этот же прицел мог использоваться и для стрельбы из пулемета. Последний, кроме того, оснащался своим штатным прицелом KgzF 2. Боекомплект состоял из 330 выстрелов и 2250 патронов
Вертикальное наведение спаренной установки было возможно в диапазоне от -9° до +18°. На бортах башни устанавливались по три мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм. Еще в ходе проектирования "Лухса" стало понятно, что слишком слабая для 1942 года 20-мм пушка может существенно ограничить тактические возможности танка. Поэтому с апреля 1943 года предполагалось начать выпуск боевых машин, вооруженных 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Такая же пушка устанавливалась на средних танках Pz.IIl модификаций J, L и М. Однако, разместить это орудие в штатной башне "Лухса" не удалось - для него она была слишком мала. К тому же резко сокращался боекомплект. В итоге на танк установили открытую сверху башню большего размера, в которую 50-мм пушка отлично вписалась. Прототип с такой башней получил обозначение VK 1303b. На танке устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 66р мощностью 180 л.с.(132 кВт) при 3200 об/мин и рабочим объемом 6754 см3. Диаметр цилиндра 105 мм. Ход поршня 130 мм. Степень сжатия 6,5. Двигатель запускался электростартером Bosch GTLN 600/12-12000 А-4. Возможен был и ручной запуск. Топливо - этилированный бензин с октановым числом 76 - размещалось в двух баках общей емкостью 235 л. Подача его принудительная, с помощью насоса Pallas Mr 62601. Карбюраторов два, марки Solex 40 JFF II. (Один серийный танк Pz.II Ausf.L в опытном порядке был оснащен 12-цилиндровым V-образным дизелем Tatra 103 мощностью 220 л.с.). Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения типа Fichtel & Sachs "Mecano", механической синхронизированной коробки передач ZF Aphon SSG48 (6+1), карданного вала и колодочных тормозов типа MAN. В ходовую часть танка "Лухс" применительно к одному борту входили: пять обрезиненных опорных катков диаметром 735 мм каждый, расположенных в два ряда; ведущее колесо переднего расположения с двумя съемными зубчатыми (23 зуба) венцами; направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы. На первом и пятом опорных катках устанавливались гидравлические телескопические амортизаторы. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая шириной 360 мм. "Лухсы" оснащались УКВ-радиостанцией FuG 12 и коротковолновой радиостанцией Fspr "f". Серийное производство разведывательных танков этого типа было начато во второй половине августа 1942 года. До января 1944 года фирма MAN выпустила 118 "лухсов", фирма Henschel - 18. Все эти танки были вооружены 20-мм пушкой KwK 38. Что же касается боевых машин с 50-мм пушкой, то указать точное их количество не представляется возможным. По разным данным заводские цеха покинуло от четырех до шести танков. Первые серийные "лухсы" начали поступать в войска осенью 1942 года. Ими предполагалось вооружать одну роту в разведывательных батальонах танковых дивизий. Однако, вследствие незначительного количества выпущенных машин, новые танки получили очень немногие соединения панцерваффе. На Восточном фронте это были 3-я и 4-я танковые дивизии, на Западе - 2-я, 116-я и Учебная танковые дивизии. Кроме того, несколько машин состояло на вооружении танковой дивизии СС "Мертвая голова". В этих соединениях "лухсы" использовались вплоть до конца 1944 года. В ходе боевого применения выявилась слабость вооружения и броневой защиты танка. В ряде случаев его лобовую броню усиливали дополнительными бронелистами толщиной 20 мм. Достоверно известно, что подобное мероприятие осуществили в 4-м разведывательном батальоне 4-й танковой дивизии. До наших дней сохранились два экземпляра легкого танка Pz.II Ausf.L "Лухс". Один находится в Великобритании, в Музее Королевского танкового корпуса в Бовингтоне, другой во Франции, в танковом музее в Самюре